Частотный преобразователь: подключение, принцип работы и как выбрать подходящий вариант
Частотный преобразователь (ЧП или частотник) – устройство, разработанное для регулировки частоты и напряжения тока, подаваемого на электродвигатель. Устанавливаемый перед двигателем, он подает на его обмотки напряжение ниже или выше сетевого, помогая изменять скорость вращения и значение крутящего момента, то есть силы, с которой двигатель может преодолевать сопротивление вращению. Отличие ЧП от инвертора (преобразователя напряжения) в том, что он незаменим для регулировки технологических процессов, тогда как инверторы используются только для автономных систем.
Преимущества использования
Полезность и эффективность:
- количество электроэнергии, потребляемой двигателем с установленным на нем ЧП, снижается в пределах от 10 до 30%;
- возможность поддержания постоянной (оптимальной) скорости вращения повышает производительность технологического цикла;
- улучшается процесс управления двигателем, позволяя автоматизировать работу оборудования;
- благодаря возможности контроля скорости вращения двигателя (и более плавному запуску) его износ замедляется и срок эксплуатации увеличивается;
- при использовании с вентиляторами и другим оборудованием, работающим с переменной скоростью, снижается уровень шума.
Особенно привлекательна инвестиционная составляющая – затраты на приобретение и установку ЧП окупаются в течение 1,5 лет, а срок его службы превышает два десятилетия.
Основные области применения
Наибольшее количество частотных преобразователей используется в составе технологических процессов в следующих отраслях экономики:
- на предприятиях нефтегазовой и химической промышленности для управления конвейерами, насосами, вентиляторами и другой техникой;
- на предприятиях горнодобывающей промышленности для управления работой шредеров, дробилок, шаровых мельниц;
- в целлюлозно-бумажном производстве для управления работой бумагоделательных машин, воздуходувов, сукноведущих валов;
- на предприятиях по металло- и деревообработке для управления работой станочного парка, включая токарные, фрезерные, сверлильные и волочильные станки;
- на транспорте (авиационном, ж/д) и предприятиях автопрома для управления электродвигателями;
- в строительной индустрии для управления скоростью электродвигателей на насосах, буровых установках, кранах, лифтах, системах вентиляции и т. д;
- в сфере энергетики для управления работой оборудования, установленного на ГЭС, АЭС или ВЭС;
- в сельском хозяйстве для управления электроприводами на системах вентиляции, полива и другом с/х оборудовании;
- в составе медприборов – на сканерах, магнитно-резонансных томографах;
- в процессе производства текстиля, пищевых продуктов и пр.
Принцип работы
Работа ЧП основана на своевременной выдаче на его выходе напряжения определенной амплитуды и частоты, способных поддерживать в обмотках статора требуемое значение магнитного потока. Поступающее на обмотки электродвигателя переменное напряжение тока преобразовывается в постоянное, после чего выполняется обратное преобразование постоянного напряжения в переменное с регулируемыми значениями напряжения и частоты. Появляется возможность регулировать не только скорость вращения электродвигателя, но и количество потребляемой им электроэнергии, а также момент силы. Более предметно этапы работы ЧП, использующего технологии IGBT (биполярного транзистора) и ШИМ (широтно-импульсной модуляции), можно представить следующим образом:
- выпрямление сетевого напряжения с использованием диодного моста;
- сглаживание напряжения конденсаторным фильтром;
- преобразование постоянного напряжения в трехфазное переменное с требуемыми параметрами с помощью транзисторов и микропроцессора;
- плавная регулировка частоты и напряжения тока, позволяющая изменять величину крутящего момента и скорость вращения двигателя.
Изменение значения частоты напряжения тока увеличивает скорость вращения вала двигателя с одновременным уменьшением величины вращательного момента.
Схема подключения
Основные элементы схемы подключения ЧП:
- источник электропитания;
- частотный преобразователь;
- электродвигатель;
- панель управления или программируемый логический контроллер (ПЛК).
Рекомендуется следующий порядок подключения:
- монтировать ЧП лучше в вертикальном положении на таком расстоянии от других предметов и приборов, чтобы ничто не мешало движению охлаждающего потока воздуха;
- провода преобразователя подсоединяются к соответствующим клеммам двигателя, с использованием данных, содержащихся в инструкции и маркировке;
- производится настройка параметров напряжения и частоты тока с учетом нужных характеристик крутящего момента и скорости двигателя;
- устанавливаются автоматические выключатели и другие защитные устройства для двигателя и ЧП.
ЧП можно монтировать не на двигатель, а вдали от него, но следует учитывать длину кабеля, в котором может проявиться эффект отражения.
Типы подключения
Для управления работой ЧП используются следующие типы подключения:
- однофазный по схеме «треугольник», когда конец обмотки одной фазы соединяют с началом другой;
- трехфазный с использованием схемы «звезда», когда соединяют между собой концы всех обмоток;
- внешнее управление с помощью аналоговых сигналов или таких протоколов связи, как Modbus или Ethernet, позволяющих использовать цифровую связь не только для управления, но и для обмена данными по нескольким устройствам.
Меры предосторожности при подключении частотного преобразователя
Для безопасного подключения ЧП к электродвигателю нужно придерживаться следующих правил:
- удостовериться в электромагнитной совместимости ЧП и двигателя, то есть в возможности их одновременной эксплуатации при воздействии электромагнитных помех;
- ЧП нужно при установке заземлять;
- использовать защиту от возможных перегрузок (по току – автоматы защиты или тепловые реле, от перегрева – термореле или иные устройства).
Как выбрать частотный преобразователь
Подбор ЧП должен осуществляться с учетом значения следующих параметров:
- мощность ЧП должна равняться или превышать мощность двигателя на 10-15%;
- напряжение источника тока и количество фаз должны соответствовать характеристикам ЧП;
- подбирать ЧП с нужным типом управления – скалярным (вольт-частотным), векторным или прямым управлением моментом;
- способен ли ЧП регулировать скоростной режим двигателя в нужном диапазоне – от 1:20 для скалярного режима, до 1:100 для векторного управления без обратной связи и до 1:1000 с обратной связью;
- наличие перегрузочной способности до значений в 100-150%;
- уточнить метод отвода тепла;
- возможна ли поддержка таких протоколов связи, как Profibus или Modbus;
- имеется ли встроенный ПЛК и панель оператора.
Условия эксплуатации
При использовании ЧП необходимо соблюдать следующие правила:
- рекомендуемый температурный режим – от +50 до -10 градусов Цельсия;
- уровень влажности – не более 90%;
- при невозможности установки ЧП в месте, защищенном от запыления, рекомендуется использовать шкафы с классом защиты от IP64 до IP68;
- использования вентиляции или других способов охлаждения ЧП обязательно;
- при установке ЧП вместе с тиристорным выпрямителем необходимо установить фильтр, сглаживающий пульсации.
Советы по эксплуатации и обслуживанию
Для безопасной эксплуатации ЧП рекомендуется следующий порядок действий:
- убедиться в правильной настройке параметров ЧП;
- регулярно осуществлять проверку контактов и их чистку;
- мониторить температурный режим;
- постоянно проверять журнал ошибок и логов.
Типичные ошибки при подборе и подключении ЧП
Негативное влияние на работу ЧП могут оказывать следующие ошибки:
- неправильное подключение фаз;
- несоответствие значений мощности ЧП и двигателя;
- невыполнение рекомендаций по созданию защитных функций;
- использование неэкранированных кабелей управления.
Заключение
Ошибки при приобретении и подключении частотного преобразователя могут значительно увеличить материальные затраты. Поэтому до начала приобретения нужно выбрать наиболее надежных производителей. Но наилучший вариант – обратиться за советом к специалисту, например, к представителю техподдержки нашей компании.
Контакты
Наш офис
109428, Москва, БЦ Юнион, Рязанский проспект 24 корпус 2, 11 этаж, офис 1101
График: Пн-Пт 09:00 - 18:00
Наш склад
109456, Москва, 1-й Вешняковский проезд, дом 2, строение 6
График: Пн-Пт 09:00 - 18:00
